25 октября в Симферополе на базе МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко состоялся первый семинар для учителей русского языка и литературы – «Обучение анализу художественного произведения и подготовка к ЕГЭ по литературе в свете новых принципов ФГОС». Мероприятие при поддержке Фонда Президентских грантов и Фонда «Крым-Москва» собрало несколько десятков учителей симферопольских школ.
Основная проблема, с которой в последние годы сталкиваются учителя русского языка и литературы – пренебрежительное и легкомысленное отношение школьников к ОГЭ и ЕГЭ по гуманитарным предметам, в частности, — по литературе. Именно поэтому организаторы семинара считают, что крайне важно объяснить учащимся серьёзность их выбора и внушить важность основательной подготовки.
— В 2016 году 9% выпускников набрали на ЕГЭ по литературе меньше минимального балла. Нелицеприятные 14 двоек по ОГЭ также показали, что дети выбирают этот предмет наобум. Наша задача – напоминать им, что любой экзамен – это высокая доля ответственности и серьёзнейшая подготовка, — отметила методист МБУ ДПО «ИМЦ» г. Симферополя Ирина Челышева. – Сейчас дети выбирают литературу от безысходности, чтобы не сдавать химию и физику. Они думаю, что могут сдать этот экзамен совершенно спокойно, но когда сталкиваются со структурой работы, то понимают, что сдать не могут, а отступать уже некуда.
С неожиданными трудностями во время экзамена могут столкнуться не только ученики, но и учителя, выступающие экспертами и оценивающие работы. Критерии оценивания развёрнутых ответов на ЕГЭ и ОГЭ по литературе до сих пор вызывают множество вопросов и поэтому нуждаются в комплексном и систематическом разъяснении.
— С одной стороны, учитель литературы должен настроить ученика на собственное творческое восприятие, с другой, — выработать подход к произведению с общекультурных позиций, — подчеркнула зав. отделом русской филологии ГБУ ОУ ДПО РК «КРИППО» Александра Бурдина. – Наша задача – постараться, чтобы в восприятии учителей сложился образ эксперта, они соотнесли его с образом учителя литературы и ответили на вопрос: как я должен делать, чтобы моя методика, мои подходы к преподаванию литературы совпадали с требованиями, которые предъявляют ученикам на экзамене.
Отдельно участники семинара рассмотрели один из сложнейших этапов экзамена – сопоставительный анализ художественных произведений, которому посвящены 2 задания в структуре экзамена. Своими наработками и их результатами поделилась учитель МБОУ «Школа-лицей» №3 Алиме Акимова.
— Задание на сопоставление – это проблемный вопрос, связанный с конкретным произведением и нацеленный на рассмотрение художественного текста в определённом литературном контексте. Посредством этих заданий проверяются умение воспринимать информацию, анализировать содержание, обобщать наблюдения и находить литературные аналогии, — пояснила она. – Мы видим, что задание непростое и требует серьёзной подготовки. Когда я включила элементы подготовки в программу уроков, многие ученики отказались от сдачи ЕГЭ по литературе, потому что поняли, что им будет слишком сложно.
Организаторы планируют продолжить работу как с учителями, так и с учащимися посредством серии мероприятий. Среди них – фестиваль педагогических идей «Методическая карусель», детский конкурс «Литература в объективе» и конкурс «Лучший симферопольский урок».
— Наша программа нацелена на поддержку учителей русского языка и литературы в Крыму. Сейчас идёт переход на новые программы, на другие требования. Ещё много того, с чем люди не знакомы. Поэтому эта тема востребована, особенно в рамках масштабной подготовки учащихся к ЕГЭ и ГВЭ. Но и учителей нужно обучать, чтобы они могли и качественно подготовить учеников, и качественно их оценить, — заключила руководитель проекта «Родным я русский назову» Галина Титаева.
В рамках семинара учителя-участники также получили в подарок методическую литературу.